Российские лодочные моторы
С относительно недавнего времени на нашем водно-моторном рынке появилось огромное множество двигателей от иностранных производителей, но специалисты и настоящие ценители подвесных двигателей никогда не обделяли вниманием российские лодочные моторы. К сожалению, некоторые модели уже не выпускаются по разным причинам, но, тем не менее, на вторичном рынке подвесных двигателей они пользуются неутихающим спросом. Различные модификации ещё выпускаемых двигателей вполне успешно борются на рынке лодочных двигателей с зарубежными брендами.
В чём же секрет их популярности? Надёжность, продуманность конструкции, простота эксплуатации и обслуживания, соответствие заявленным производителем характеристикам мощности этих двигателей – всё это не может не привлечь внимание покупателей. Так же обращает на себя внимание доступность запасных частей при возникающей потребности ремонта. Их способность работать на низко-октановом бензине, что опять же уменьшает затраты при их эксплуатации. Не на последнем месте и ценовая политика заводов – производителей. Не секрет, что не каждому доступны по цене зарубежные брендовые модели, в то время как российские модели вполне доступны для подавляющего числа покупателей.
Проверенные временем, давно признанные потребителями водно-моторной техники, российские лодочные моторы стали незаменимыми и доступными по цене их помощниками.
Лодочные моторы Салют
Двигатель Салют - был задуман как альтернатива мотору Стрела, который был слишком громоздким, но первые разработки оказались шумными и неэкономичными.
С 60-ых годов московский машиностроительный завод Салют, основная продукция которых являлись байдарки, начал освоение выпуска лодочных моторов Салют. Он был задуман как альтернатива мотору Стрела, который был слишком громоздким, но первые разработки оказались шумными и неэкономичными.
После некоторых доработок, в частности установки зажигания МС-1 аналогичного МН-1 двигателя Нептун, мотор стал более надёжен и поступил в розничную продажу под названием Салют – Э мощностью 2 л.с. Он был легче своего прототипа. Дальнейшая модернизация привела к появлению более широкой горловины бензобака по требованию потребителей, что намного упростило его заправку. Также была повышена мощность до 2,5 л.с., установлен усовершенствованный румпель, сменные гребные винты (грузовой и скоростной), более экономичный карбюратор и герметичный капот. Так же, в выпускаемой линейке присутствует Салют ЭС, складываемый и превосходно умещающийся в рюкзаке.
Так как двигатели этой марки можно использовать на небольшой глубине (от 0,5 метра), они широко используются при туристических походах по малым рекам, рыбалках, где они устанавливаются на малогабаритные плавсредства. Доступность по цене при достаточно хорошем качестве умноженное на надёжность и простоту в эксплуатации и обслуживании - всё это сделало лодочные моторы Салюткрайне популярными в среде потребителей водно-моторной техники.
Характеристики лодочных моторов "Салют"
Модель | Мощность л.с. | Обороты при максимальной мощности, об/мин | Рабочий объём, куб.см. | Передаточное отношение редуктора | Гребной винт, DxH, мм | Рекомендуемая высота транца, мм | Вес, кг |
"Салют-Э" | 1.87 л.с. | 5000 | 45 | 12:22 | 140х118 | 380 | 11.5 |
"Салют-Э - 2.5" | 2.5 л.с. | 5500 | 45 | 12:22 | 140х118 | 380 | 11.5 |
Лодочные моторы Нептун
Начиная с 1967 года московским заводом "Красный октябрь" (позднее переименованный в "АО им. Чернышева") был налажен выпуск лодочных моторов Нептун.
Мощность первой модели составляла всего 18 л.с, который со временем был доведён («Нептун – М) до 20 л. с. В 1971 году была выпущена модель «Нептун 23», в которой были применены некоторые технические новинки позволяющие сделать этот двигатель ещё более надёжным и экономичным. Это электронная (МБ-23) система зажигания, трёхканальная возвратно-петлевая схема продувки цилиндров, небольшие доработки вала и корпуса мотора. Но в 1984 году он был снят с производства, в связи с затовариванием рынка по причине повышения цен на бензин и бестолкового, якобы для борьбы за экологию, повышения цен в 1,5 раза на лодочные моторы и лодки. К чести заводчан работы по модификации своего детища они не прекращали, и в 1994 году был возобновлён выпуск «Нептуна 23» с некоторыми изменениями улучшившими его технические характеристики.
Можно с уверенностью сказать, что двигатели этой марки являлись самыми малошумными, лёгкими, мощными и надёжными среди аналогов, выпускаемых на, тогда ещё советских, просторах. Возможность установки дистанционного управления без доработки двигателя влекло к нему покупателей, а способность с лёгкостью вывести лодку на глиссер – просто радовало сердце любителя водно-моторника. Даже в самые тяжёлые времена для себя, завод не прекращал выпуск запасных деталей для своих моторов не оставляя тем самым поклонников своей продукции один на один со своими проблемами. Простота в конструкции и обслуживании лодочных моторов Нептун, делало мелкий ремонт лёгким и доступным, учитывая все вышеизложенные факторы, популярность этих двигателе вполне заслужена.
Характеристики лодочных моторов "Нептун"
Характеристика | Модели мотора | |||
"Нептун" | "Нептун-М" | "Нептун-23" | "Нептун-23" 1997 г. | |
Рабочий объем, см3 | 346 | 346 | 346 | 346 |
Мощность, л.с. | 18 | 20 | 23 | 23 |
Удельная мощность,л.с/л | 52 | 58 | 66,5 | 66,5 |
Вес, кг | 43 | 43 | 44 | 44 |
Удельный вес, кг/л.с. | 2,4 | 2,15 | 1,9 | 1,9 |
Расход топлива, кг/ч - не более | 8 | 8 | 8,7 | 8,5 |
Удельный расход топлива, г/л.с. ч | 440 | 400 | 380 | 370 |
Лодочные моторы Вихрь
Немного об истории этого двигателя. Для замены устаревшей Стрелы, в 1965 году, на моторостроительном Куйбышевском заводе им. Фрунзе, был задуман выпуск более мощных двигателей, взяв за основу немецкий 20-ти сильный «Кёниг», «куйбышевцы» наладили выпуск лодочных моторов «Вихрь».
Мощность первой модели была всего 17 л.с. Вскоре, мощность удалось довести до проектных 20 л.с. В конце 60-ых был разработан опытный образец двигателя мощностью 30 л.с, но по каким-то причинам в серийное производство он не пошёл. Вместо этого, в начале 70-ых, был налажен выпуск новой разработки этой марки "Вихрь-М" мощностью 25 л.с., где была применена трёхканальная возвратно-петлевая продувка, исключающая пригорание колец и улучшающее охлаждение поршневой. Была улучшена система зажигания. Вскоре Куйбышевский завод передал производство 20-ки Пермскому моторостроительному заводу, который выпускал их до конца 70-ых. Сами же, в середине 70-ых, всё-таки наладили выпуск 30-ки с ручным запуском и электростартером, впоследствии также передавшие документацию на новый двигатель на параллельный выпуск этих моторов. Эти двигатели постоянно совершенствовались. С 1980 года начался выпуск моторов с электронным зажиганием, и двигатели с таким зажиганием получили довесок в названии – «электрон». Были внесены изменения в устройство редуктора, винта, карбюратора и т.д. В 1991 году было установлено более мощное электронное зажигание. В 1993 году были разработаны моторы «Вихрь 30 МА» и «Вихрь 32».
Как и все российские двигатели, этот мотор доступен по цене, надёжен, прост в эксплуатации и обслуживании. Доступность запасных частей, конструкторские особенности делают их ремонт не таким проблемным, чем любой «иномарки». Поэтому популярность лодочных моторов Вихрь со временем не угасает, как на первичном рынке водно-моторной техники, так и на вторичном.
Характеристики лодочных моторов "Вихрь"
Модель | Мощность л.с. | Обороты при максимальной мощности, об/мин | Рабочий объём, куб.см. | Система зажигания | Запуск | Объем топливного бака, л. | Вес, кг |
Вихрь 25 Р | 25 | 5000 | 422 | электронная МБ-22 | ручной | 22 | 45 |
Вихрь 25 Э | 25 | 5000 | 422 | электронная МБ-22 | ручной и электростартер | 22 | 50 |
Вихрь 30 | 30 | 5000 | 488 | электронная МБ-22 | ручной | 22 | 49 |
Вихрь 30 Э | 30 | 5000 | 488 | электронная МБ-22 | ручной и электростартер | 22 | 54 |
Лодочный мотор Нара
Выпускаемые на Наро-Фоминском машиностроительным заводом лодочные моторы Нара, сконструированы с учётом всех последних требований и предназначены для установки на небольших плавсредствах у которых транец более 380 мм. Их выпуск производится на современном, высокотехнологичном оборудовании и изготавливаются из высококачественных материалов.
Моторы Нара неприхотливы к условиям эксплуатации, просты в обслуживании и надёжны. Его лёгкость, каких -то 15 кг, делает транспортировку этого мотора удобной, а его габариты позволяют транспортировать его в багажнике абсолютно каждого автомобиля.
Двигатель мотора четырёхтактный, одноцилиндровый, с воздушным охлаждением. Его мощность составляет 4,7 л.с. (3,6 кВт), что позволяет довольно оперативно перемещаться по водоёму. Управление осуществляется румпелем, на котором находится кнопка «Стоп». Запуск производится при помощи само убирающегося шнура и зажигания типа электронного магдино. Применяемый бензин – АИ-92, а масло - SAE 30 (SAE 15W40).
Все эти качества и характеристики, а так же небольшая стоимость, делают лодочные моторы Нара достаточно популярными среди ценителей водно-моторной техники. Каждому известно, что надёжность и неприхотливость используемой техники на водоёме, будь то лодочный мотор, навигатор или эхолот, делают рыбалку или туристическую поездку более комфортабельной.
Характеристика лодочного мотора "Нара"
Модель | Мощность л.с. | Обороты при максимальной мощности, об/мин | Рабочий объём, куб.см. | Система зажигания | Запуск | Объем топливного бака, л. | Вес, кг |
Нара | 4,7 | 3600 | 135 | электронное магдино | ручной | 1 | 15 |
Лодочные моторы Ветерок
Начиная с 1964 года, прекратив выпуск двигателя Стрела, имеющего массу недоработок, на Ульяновском моторном заводе был налажен выпуск лодочных моторов Ветерок. На сегодняшний день - это единственный завод, который выпускает моторы средней мощности.
Модели мощностью 8; 9,9 и 12 л.с., оказались крайне востребованными на внутреннем, небогатом на выбор рынке водно-моторной техники. В 1978 году двигатели получили бесконтактное, электронное зажигание, что существенно облегчило запуск двигателя. Затем двойное повышение цен на бензин (1978 и 1981 год) и абсолютно необоснованные ограничения на использования лодок и подвесных моторов на водоёмах страны, резко снизило спрос на эту специфическую продукцию и сильно ударило, некоторых смертельно, по производителям лодочных моторов и частично модели были сняты с производства. В 1993 году, модифицированный и с обновлённым дизайном, был снова налажен выпуск модели Ветерок 12Э. Так же, до последнего времени, выпускается модель Ветерок 8, который постоянно модифицируется, вследствие чего появились модели Ветерок 8М и 8Э.
Надо сказать и том, что одновременно с выпуском основных моделей двигателей, были выпущены экспериментальные, более усовершенствованные моторы с возвратно-петлевой продувкой и поршневым управлением всасыванием (14 л.с.) и система настроенного выхлопа (15 л.с.). Правда, они не были пущены в серийное производство по причине срочного заказа на изготовление автомобильных двигателей для армии. Все мощности завода были задействованы для военного заказа, но те немногие владельцы этих моделей (14 и 15 л.с., а выпущено их было всего по 100 штук) до сих пор рассекают воды Волги, на которой проводились легионные испытания этих новых моделей.
И в наше время продолжаются разработки по усовершенствованию базовых моделей лодочных моторов Ветерок. Надёжность, соотношение качество/цена, экономичность, простота обслуживания и эксплуатации – делают двигатели этого завода популярными, и они постоянно пользуются спросом на рынке водно-моторной техники.
Характеристики лодочных моторов "Ветерок"
Модель | Мощность на коленвалу, л.с. | Мощность на гребном валу, л.с. | Обороты при максимальной мощности, об/мин | Рабочий объём, куб.см. | Передаточное отношение редуктора | Гребные винты, DxH, мм | Рекомендуемая высота транца, мм | Вес, кг |
"Ветерок-8У" | 8.25 | 7.6 | 5000 | 173 | 13:21 | 210x160 190x202 | 510 | 26 |
"Ветерок-8М" | 8.25 | 7.6 | 5000 | 173 | 13:21 | 210x160 190x202 | 380 | 24.5 |
"Ветерок-8Р" | 8.25 | 7.6 | 5000 | 173 | 13:25 | 216x170 216x210 | 380 | 24.5 |
"Ветерок-8РУ" | 8.25 | 7.6 | 5000 | 173 | 13:25 | 216x170 216x210 | 510 | 26 |
"Ветерок-12" | 12 | 11 | 4800 | 249 | 13:21 | 210x225 | 380 | 25.5 |
"Ветерок-12У" | 12 | 11 | 4800 | 249 | 13:21 | 210x225 | 510 | 27 |
"Ветерок-12Р" | 12 | 11 | 4800 | 249 | 13:25 | 222x240 | 380 | 25.5 |
"Ветерок-12РУ" | 12 | 11 | 4800 | 249 | 13:25 | 222x240 | 510 | 27 |
Лодочный мотор Кальмар
Северодвинское предприятие ФГУП «Северный Рейд», наконец-то наладило выпуск подвесных водомётных лодочных моторов «Кальмар».
Они легко устанавливаются на малогабаритные плавсредства с мягким и жёстким корпусом с транцем 250 - 450 мм. Они незаменимы для хождения по мелководью (от 0,3 м.), в местах заросших водорослями, при прохождении отмелей и перекатов. Силовым агрегатом у этого мотора используется четырёхтактный двигатель марки Honda GXV50 с мощностью 2,5 л.с.
Двигателем имеет воздушное охлаждение. Выброс отработанных газов производится не в воду, как обычно, а в воздух через непосредственно глушитель. Его работа необычайно экономична и малошумна. Отсутствие открытых вращающихся частей делает его безопасным при эксплуатации. Благодаря особенностям своей конструкции, он компактен и лёгок (его вес составляет всего 9,5 кг.). Высокое качество материалов, из которых изготавливаются детали мотора, а также проверенный временем двигатель марки Honda, делают этот мотор необычайно надёжным.
Практичные и доступные в цене, лодочные моторы Кальмар становятся всё более популярными и востребованными как профессионалами, так и обычными пользователями. Необычные особенности водомётных двигателей позволяют их использовать при перемещениях в водоёмах со сложными условиями, где применение подвесных лодочных моторов с гребным винтом практически невозможно, что и является основной из характеристик делающих эти двигатели популярными.
Характеристика лодочного мотора "Кальмар"
Модель | Мощность л.с. | Обороты при максимальной мощности, об/мин | Рабочий объём, куб.см. | Система зажигания | Запуск | Объем топливного бака, л. | Вес, кг |
Кальмар | 2,5 | 7000 | 49 | Полупроводниковое, индуктивное | ручной | 0,5 | 9 |
Комментарии