Выбор гребного винта лодочного мотора
Также можно принять во внимание общую рекомендацию:
Выбирайте гребной винт для лодочного мотора таким образом, чтобы мотор достигал среднего или верхнего рабочего диапазона на полном газу при максимальной загрузке лодки. Вообще, для лодок с небольшой загрузкой следует покупать винт с большим шагом, а для большегрузных лодок – винт с меньшим шагом. Если Вы используете лодку каждый раз с разной загрузкой и планируете использовать только один винт,то стоит приобрести такой винт, который бы хорошо справлялся с максимальной загрузкой, но при этом необходимо понизить газ, когда лодка минимально загружена.
Обычно лодочные моторы продаются с уже установленным винтом среднего шага. Менять этот винт или покупать запасной лучше после пробной поездки.
ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ВИНТАХ
При выборе винта Вам нужно знать два основных параметра, это его диаметр и шаг. Шаг-это то расстояние вдюймах, которое преодолевает винт за один оборот. Эти основные параметры обозначаются в дюймах на самомвинте. Например, для двухтактного лодочного мотора TOHATSU мощностью 30 л.с. в комплекте идет стандартныйвинт 9,9*13. Это означает, что у такого винта диаметр 9,9 дюймов, а шаг 13 дюймов.
ОПТИМАЛЬНЫЙ ВИНТ ДЛЯ ЛОДОЧНОГО МОТОРА
Лодочный мотор, который не развивает паспортные обороты при полностью открытой заслонке дросселя, по сути дела "захлебывается" топливом. При этом сильно возрастает нагрузка на клапаны, поршни и подшипники. Лодочный мотор сильно нагревается и может перегреться от работы с опережающим зажиганием при недостаточном поступлении горючего в цилиндры. Работа лодочного мотора с опережающим зажиганием подобна работе автомобильного двигателя, который на третьей передаче заставляют тащить автомобиль с долины на вершину холма.Детонация, когда топливо дожигается в системе выхлопа, заклинивание поршня, общее повреждение мотора - всё из-за неправильно подобранного винта.
С другой стороны, превышение рекомендованной скорости вращения на валу лодочного мотора приводит к разрушению лепестковых клапанов, ускоряет износ всех деталей, в трущихся деталях образуются стружка и мелкие частицы.И, как результат - лодочный мотор разрушается. Поэтому становится понятной важность правильного подбора оптимального винта для обеспечения нормальных условий работы лодочного мотора применительно к условиям эксплуатации, наиболее соответствующим Вашему выбору.Выбирайте винт к своему лодочному мотору по каталогу производителя, но помните, что наилучший результат,может быть, достигнут только на основе собственного опыта.
Типоразмеры винтов созданы таким образом, чтобы изменение шага винта на 1 дюйм (2,54 см) соответствовало изменению скорости вращения винта на 150-200 об/мин. Если первоначально выбранный винт "тормозит" судно, попробуйте винтс меньшим шагом для увеличения скорости вращения вала. Чем больше шаг винта, тем ниже скорость его вращения.
ВЫЧИСЛЕНИЕ ШАГА ВИНТА
Несколько элементарных формул позволят на практике выяснить, какой винт нужен именно Вам: узнайте из инструкции к мотору Вашего судна, какое максимальное количество оборотов может он развить при полностью открытой заслонке дросселя ("полный газ"). Скорость вращения вала лодочного двигателя можно измерять тахометром. Как правило, она не должна превышать 5500 об./мин.Разгоните свое судно и лодочный мотор с выбранным винтом до максимальных оборотов на "полном газу". Положение лодочного мотора должно быть обычным и рекомендованным для конкретных условий.Если скорость вращения вала Вашего лодочного мотора, при полностью открытой заслонке, меньше максимальных рекомендованных оборотов, то обратитесь к показаниям тахометра, и запишите их как верхний максимальный диапазон скоростей работы данного типа винта.
Разность шага винта в 1 дюйм (2,54 см) соответствует примерно 200 об./мин. С учетом этого, разделим найденную в нашем примере разность между фактическими показаниями тахометра и максимальными паспортными оборотами двигателя на 200. Затем, полученное значение разделим на передаточное число редуктора 2. Получим 2. На этом основании попробуйте использовать винт с шагом на 2 дюйма меньше, чем у данного винта. Теперь все должно быть в порядке. В действительности, обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Если Вы собираетесь использовать свое судно как многоцелевое - для прогулок, рыбной ловли или для буксировки воднолыжников, например, то Вам потребуется, безусловно, больше, чем один винт. Настоятельно рекомендуется всегда иметь с собой на борту запасной винт с полным комплектом крепежа.
Комментарии